Составление Бюджета Доходов и Расходов

(С ними можете ознакомиться здесь: БДДС и ПБ )

Формируется БДиР, как правило, по предприятию в целом, но можно вести для структурного подразделения, которое формирует не только расходы, но и доходы. Как правило это сбытовые подразделения или филиалы.


Стандартная методика построения БДиР следующая:

- первоначально определяется бюджетная структура компании с выделенными в ней различными уровнями центров;
- разрабатывается бюджетная политика;
- определяется механизм составления операционных бюджетов;
- устанавливается порядок консолидации бюджетов.


Цель БДиР - раскрыть структуру доходов, себестоимости реализуемого товара и расходов, таким образом, чтобы достоверно определить прибыль, которую будет получать предприятие в планируемом периоде. Если в Отчете о Доходах и Расходах может получиться убыток, в БДиР недопустимо планирование убытков.

Почему?
Планирование убытков, это планирование на основе констатации сложившихся внешних и внутренних факторов. Мы же делаем основной упор на достижении определенных целей в будущем.
По аналогии: спортивная команда не может выходить на матч с соперником с целью проиграть, даже если соперник заведомо на порядок сильнее.
Поэтому при составлении БДиР планируется как минимум нулевая прибыль.

Есть исключение из этого правила: когда Вы запускаете новый проект, выход на точку безубыточности может быть через несколько лет. Тогда в текущем, годовом бюджете у Вас могут быть плановые убытки, но при этом у Вас обязательно должен быть разработан бюджет на такое количество лет, чтобы можно было увидеть расчетный выход всех Ваших стартапов на точку безубыточности.

1pl1

Согласно нашей методике, бюджет предприятия – это не самодостаточный документ, а механизм для достижения поставленных целей. Любые жесткие рамки делают систему искусственной, поэтому бюджет в нашей интерпретации активно взаимодействует с внешним миром через инвестиционное планирование, через составление бизнес планов, мониторинг параметров рынка.


бдр

Очень важно при построении БДиР, чтобы он был согласован с остальными прогнозными формами. Как это делается на общем примере я показал в одном из своих тренингов:



Приступая к построению БДиР, необходимо определить структуру отчета. Она достаточно стандартная, но может учитывать особенности вашего бизнеса и отражать ваш подход к отражению информации.

Определите для начала:
- Какие параметры вас интересуют;
- Что для вас сущесственно при оценке;
- Какие критерии оценки;
- В каких разрезах нужно видеть информацию.

После этого формируем структуру БДиР.

Упрощенно структура будет выглядеть так:



В зависимости от того, производство это, торговля или оказание услуг, структура будет видоизменяться, но принципиально она сохранит показанную логику.

Следует отметить, что данные БДиР показывают стоимостную оценку, а не денежную. Денежная оценка интересует нас не меньше, поэтому после формирования математической модели на верхнем уровне управления мы сразу же приступаем к формированию модели денежных потоков, которая будет представлена в форме БДДС.


Кроме самой формы, важно как организован процесс взаимодействия в процессе построения БДиР между структурными единицами компании:


Дело в том, что прогнозы, полученные в результате консолидации, могут не совпасть со стратегическими целями бизнеса.
Они, скорее всего, будут занижены по доходам и завышены по расходам. После формирования культуры бюджетного управления, данные от подразделений по доходам могут оказаться наоборот более оптимистичными.

Как этим управлять?

Это уже задача на этапе непосредственного внедрения. Основные правила и подходы мы будем описывать, показывать и объяснять в различных материалах, публикуемых на нашем сайте.